ВККС РФ Выбрать ККС субъекта
Квалификационная коллегия судей
Республики Саха (Якутия)

Календарь

  • Пн
  • Вт
  • Ср
  • Чт
  • Пт
  • Сб
  • Вс
    Будущие заседания
    Прошедшие заседания

    Новости

    О причинах отказа в назначении кандидатов на вакантные должности судей федеральных судов в Республике Саха (Якутия)

    Согласно Федеральному закону от 14.03.2002 № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» и «Положению о порядке работы квалификационных коллегий судей», утверждённому Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации 22.03.2007, квалификационная коллегия судей субъекта Российской Федерации является органом судейского сообщества в Российской Федерации, наделенным государственно-властными полномочиями в целях выполнения задач, установленных федеральными конституционными законами и федеральными законами.

    В соответствии со ст. 5 Закона Российской Федерации от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», ст.ст. 17 и 19 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» отбор кандидатов на должность судьи осуществляется на конкурсной основе квалификационной коллегией судей. Подбор кандидатов на должности судей в соответствии с требованиями Закона РФ от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» осуществляет Управление Судебного департамента (ст. 14 Федерального закона от 08.01.1998 № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации»).

    В Республике Саха (Якутия) задачи по подбору и отбору кандидатов на должности федеральных и мировых судей выполняют Управление Судебного департамента в Республике Саха (Якутия) и квалификационная коллегия судей Республики Саха (Якутия). Новый состав квалификационной коллегии судей РС (Я) сформирован в 2017 году.

    Ниже представлена таблица за период с февраля 2017 года по ноябрь 2018 года:

     

    Вакансии

    Кол-во вакансий

    Подано заявлений

    Рекомендованы

    Из рекомендованных

    направлены СС РФ в СС РС (Я) в связи с выявленными нарушениями закона

    возвращены без реализации

    Назначены судьями

    Верховный Суд РС (Я)

    11

    18

    7

    4

    1

    2

    Арбитражный суд РС (Я)

    5

    9

    6

    1

    5

     

    Районные (городские) суды РС (Я)

    51

    90

    48

    8

    31

    9

    Итого:

    67

    117

    61

    13

    37

    11

     

    Согласно данной таблице, из 61 кандидата, получившего рекомендацию квалификационной коллегии судей РС (Я), Президентом Российской Федерации назначены судьями лишь 11 человек (18,1 %). Из 67 вакансий не реализованными остались 56 вакансий (83,6 %), из них в Арбитражном суде РС (Я) – 100 %, в Верховном Суде РС (Я) – 81,8 %. Комиссией при Президенте Российской Федерации по предварительному рассмотрению кандидатур на должности судей федеральных судов для проведения проверки соблюдения судьями требований Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» и Кодекса судейской этики, утвержденного VIII Всероссийским съездом судей 19.12.2012 возвращены документы 13 кандидатов (21,3 %), возвращены без реализации документы 37 кандидатов (60,6 %).

    Согласно требованиям Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» и Кодекса судейской этики претенденты на должности судей обязаны представлять достоверные сведения о себе и своих близких родственниках, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

    Как указано в п. 8 ст. 5 данного Закона РФ, если в результате проверки представленных претендентом на должность судьи документов и сведений установлена их недостоверность, гражданин, представивший такие документы и сведения, не может быть рекомендован на должность судьи.

    При этом, для закона не имеет значения, в силу каких причин не указаны вовсе или представлены недостоверные сведения о себе, близких родственниках и свойственниках, о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

    С целью обеспечения правильного и единообразного применения законодательства Российской Федерации при реализации квалификационными коллегиями судей своих полномочий по отбору кандидатов на вакантные должности судей утверждены:

    - Положение о порядке проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера судьи суда общей юрисдикции, военного и арбитражного суда, мирового судьи, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (утверждено постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 14.06.2017);

    - методические рекомендации по заполнению судьями и работниками аппаратов судов справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (утверждены постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 26.06.2015);

    - анкета, содержащая биографические и другие сведения о претенденте на должность судьи (утверждена решением Высшей квалификационной коллегии судей РФ от 25.01.2018);

    - методические рекомендации по оформлению документов, представляемых в квалификационную коллегию судей претендентами на вакантные должности судей (утверждены решением Высшей квалификационной коллегии судей РФ от 06.06.2014);

    - методические рекомендации по реализации квалификационными коллегиями судей норм законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции (утверждены решением Высшей квалификационной коллегии судей РФ от 26.01.2017);

    - ответы на вопросы, поступившие от председателей квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации (утверждены решением Высшей квалификационной коллегии судей РФ от 26.05.2017) и др.

    В период с февраля 2017 года по ноябрь 2018 года руководством Верховного Суда РФ и Совета судей РФ обсуждалась информация о послуживших основаниях для отказа в назначении 13 кандидатам на вакантные должности судей в суды Республики Саха (Якутия), которая впоследствии была направлена Председателем Совета судей РФ в Совет судей РС (Я) для проверки соблюдения судьями требований Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» и Кодекса судейской этики.

    Согласно данной информации 13 кандидатов на вакантные должности судей в суды РС (Я), которым было отказано в назначении или переназначении, являлись:

    - мировыми судьями – 2;

    - судьями районных (городских) судов – 6;

    - председателями районных (городских) судов – 4;

    - судьями Верховного Суда РС (Я) – 1.

    Основаниями для отказа в назначении указанных судей на вышестоящую должность или переназначении в занимаемой должности являлись:

    - конфликт интересов, выразившийся в рассмотрении кандидатом дел с участием организаций, в которых работали их родственники;

    - представление неполных и недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера кандидата и его близких родственников;

    - представление недостоверных сведений в анкете, содержащей биографические и другие сведения о претенденте на должность судьи, в том числе о родственниках, являющихся участниками некоммерческих организаций, индивидуальными предпринимателями;

    - нарушение ст. 10 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», привлечение к административной ответственности в области воинского учёта;

    - обжалование постановления о привлечении судьи к административной ответственности за совершение правонарушения в области дорожного движения за пределами сроков давности, в связи с чем лица, виновные в нарушениях, ответственности избежали.

    У некоторых кандидатов имелось несколько оснований одновременно.

    Так, Совет судей РС (Я) в ходе проверки поступившей информации по вопросу соблюдения данными судьями требований Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» и Кодекса судейской этики установил следующее:

    - заключение от 07.02.2017: установлен факт нарушения кандидатом требований Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» и Кодекса судейской этики, выразившийся в рассмотрении им дела с участием ГБУ РС (Я) «Нюрбинская центральная районная больница», в котором его супруга работала врачом-дерматологом. При этом меры по обеспечению объективности, справедливости и беспристрастности в порядке ст. 3 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации», им приняты не были;

    - заключение от 08.02.2017: установлен факт нарушения кандидатом требований Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» и Кодекса судейской этики, выразившийся в рассмотрении им дела с участием ГАУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в РС (Я)», в котором работал его брат. При этом, меры по обеспечению объективности, справедливости и беспристрастности в порядке ст. 3 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации», им приняты не были. Помимо этого, судья допустил нарушение ст. 10 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», вследствие чего к мероприятиям, связанным с призывом граждан на военную службу не привлекался. Военную службу не проходил, не имея на то законных оснований;

    - заключение от 08.02.2017: установлен факт нарушения кандидатом требований Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» и Кодекса судейской этики, выразившийся в рассмотрении им дела с участием ГБУ РС (Я) «Усть-Янская центральная районная больница», в котором его супруга работала юрисконсультом. При этом, меры по обеспечению объективности, справедливости и беспристрастности в порядке ст. 3 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации», им приняты не были;

    - заключение от 08.02.2017: установлен факт нарушения кандидатом требований Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» и Кодекса судейской этики, выразившийся в рассмотрении ею дела с участием АК «АЛРОСА» (ПАО), в котором ее супруг работал юристом. При этом, меры по обеспечению объективности, справедливости и беспристрастности в порядке ст. 3 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации», ею приняты не были;

    - заключение от 03.04.2017: установлен факт нарушения кандидатом требований Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» и Кодекса судейской этики, выразившийся в рассмотрении им дела с участием ГБУ РС (Я) «Мирнинская центральная районная больница», в котором его супруга работала врачом стационара. При этом, меры по обеспечению объективности, справедливости и беспристрастности в порядке ст. 3 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации», им приняты не были. Помимо этого, судья в своей анкете, содержащей биографические и другие сведения о претенденте на должность судьи не указал данные о привлечении его брата к административной ответственности, а в справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги не указал доход, полученный ею от вкладов в банках и иных кредитных организациях;

    заключение от 03.04.2017: установлен факт нарушения кандидатом требований Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» и Кодекса судейской этики, выразившийся в рассмотрении им дела с участием Управления Росреестра по РС (Я), в котором работал его брат. При этом, меры по обеспечению объективности, справедливости и беспристрастности в порядке ст. 3 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации», им приняты не были;

    - заключение от 24.05.2017: установлен факт нарушения кандидатом требований Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации», Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и Кодекса судейской этики, выразившийся в представлении недостоверных сведений об основаниях освобождения его от прохождения военной службы. Так, в период с 1998 по 2003 годы судья неоднократно допускал нарушение ст. 10 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», вследствие чего к мероприятиям, связанным с призывом граждан на военную службу не привлекался. Военную службу не проходил, не имея на то законных оснований;

    - заключение от 17.07.2017: установлен факт нарушения кандидатом требований Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» и Кодекса судейской этики, выразившийся в рассмотрении им дела с участием отдела МВД России по Нерюнгринскому району, в которой работала его супруга. При этом, меры по обеспечению объективности, справедливости и беспристрастности в порядке ст. 3 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации», им приняты не были. Помимо этого, судья в своей анкете не указал данные о привлечении его к административной ответственности по ст. 21.5 КоАП РФ в виде предупреждения за неисполнение им обязанностей по воинскому учёту, а в справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера не указал в качестве дохода денежные средства, полученные от матери;

    заключение от 07.12.2017: установлен факт нарушения кандидатом требований Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» и Кодекса судейской этики, выразившийся в представлении недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги за 2015 год;

    - заключение от 23.01.2018: установлен факт нарушения кандидатом требований Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» и Кодекса судейской этики, выразившийся в рассмотрении им дела с участием Якутского отделения № 8603 ПАО «Сбербанк», в котором его дочь работала экономистом. При этом, меры по обеспечению объективности, справедливости и беспристрастности в порядке ст. 3 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации», им приняты не были. Помимо этого, судья неоднократно обжаловал постановления о привлечении его к административной ответственности за совершение правонарушений в области дорожного движения за пределами сроков давности, что позволило ему избежать ответственности, а в справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера не указал доход, полученный от продажи транспортного средства и квартиры;

    - заключение от 28.03.2018: установлен факт нарушения кандидатом требований Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» и Кодекса судейской этики, выразившийся в не указании в своей анкете данных о том, что его сестра является соучредителем коммерческой организации ООО «Коммунтранссервис»;

    - справка от 20.08.2018: установлен факт нарушения кандидатом требований Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» и Кодекса судейской этики, выразившийся в не указании в своей анкете данных о том, что его отец является учредителем некоммерческой организации «Благотворительный фонд «Богатыревский». Помимо этого, при подаче документов он представил недостоверные сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на себя и свою супругу;

    - заключение от 24.09.2018: установлен факт нарушения кандидатом требований Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» и Кодекса судейской этики, выразившийся в рассмотрении им дела с участием ГАПОУ «Алданский политехнический техникум», в котором его супруга работала методистом. При этом, меры по обеспечению объективности, справедливости и беспристрастности в порядке ст. 3 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации», им приняты не были. Помимо этого, судья в своей анкете не указал данные о том, что его брат является индивидуальным предпринимателем.

    По результатам рассмотрения вышеуказанной информации, несмотря на то, что факты нарушения судьями требований Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» и Кодекса судейской этики подтвердились, Совет судей РС (Я) только в трех случаях внес в квалификационную коллегию судей РС (Я) обращения в порядке ст. 22 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» о привлечении судей к дисциплинарной ответственности, в остальных случаях ограничился обсуждением информации.

    Вместе с тем, согласно методическим рекомендациям по реализации квалификационными коллегиями судей норм законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции, утверждённым решением Высшей квалификационной коллегией судей РФ от 26.01.2017, имелись достаточные основания для внесения соответствующего обращения в квалификационную коллегию судей РС (Я) о возбуждении дисциплинарного производства по всем указанным случаям.

    Таким образом, претендентам на должности судей необходимо:

    - более ответственно подходить к составлению анкеты и справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, для чего на стадии подготовки документов, представляемых в квалификационную коллегию судей, изучить соответствующие методические рекомендации;

    - принимать исчерпывающие меры к получению объективной и полной информации необходимой для представления в квалификационную коллегию судей;

    - в соответствии со ст. 3 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» принимать меры по обеспечению объективности, справедливости и беспристрастности при рассмотрении дел с участием организаций, в которых работают родственники и свойственники, независимо от должностей, с целью недопущения появления возможного конфликта интересов и жалоб сторон по данному поводу.

    Квалификационной коллегии судей РС (Я) необходимо принимать исчерпывающие меры по выявлению возможных препятствий, которые могут послужить основанием для отказа претенденту в назначении на должность судьи; в случае выявления расхождений в сообщенных претендентом сведений, получать от него соответствующие пояснения в письменной форме с приложением подтверждающих документов.

    В связи с изданием Приказа Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 09.08.2004 № 120 Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 03.10.2001 № 135 «Об утверждении Инструкции о порядке отбора кандидатов на должность судьи федерального суда общей юрисдикции» утратил силу. В этой связи на данный момент отсутствует единый порядок и механизм по подбору кандидатов на должность судьи.

    На основании изложенного, уполномоченному органу целесообразно утвердить новую инструкцию, устанавливающую порядок подбора кандидатов на должность судьи.

    Для более эффективной работы по подбору и отбору претендентов на должности судей информация о причинах отказа должна направляться не только в Советы судей субъектов Российской Федерации, но и в Управление Судебного департамента и квалификационные коллегии судей для анализа и применения в своей работе. Данную информацию также необходимо публиковать на официальных сайтах и в «Вестнике Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации».

    Михаил Валерьевич Кукушкин – член квалификационной коллегии судей Республики Саха (Якутия), судья Якутского гарнизонного военного суда